А вы знали, что у нашего Деда Мороза есть братья? Вот они:
Кöдзыд Пöль из Коми — его еще зовут «Холодный дед». Рассекает снежные просторы на лыжах, а вместо тулупа носит стильный полушубок.
Тол Бабай из Удмуртии — это на самом деле «маленький великан», который потерял свой народ. Ходит вместе с ледяной девочкой Лымыныл, которую ему соткала из снежинок сама метель.
Хель Мучи из Чувашии умеет играть на музыкальных инструментах, развлекает детей вместе с говорящим самоваром и сундуком, исполняющим желания.
Какие еще Деды Морозы живут в России и какие необычные новогодние традиции есть у разных народов? Собрали целую новогоднюю энциклопедию
Главный герой. Всеми любимый волшебник из Великого Устюга возглавляет рейтинг российских Дедов Морозов (да, такой существует). Самый узнаваемый новогодний персонаж ходит в валенках, красной или синей шубе, шапке в тон. Своим посохом он может заморозить или разморозить любое живое существо. Его вотчина находится в 13 километрах от Великого Устюга. В усадьбе волшебника несколько комнат, есть рабочий кабинет и библиотека, обсерватория и музей. Зимний сад благоухает даже в самый лютый мороз, а в кузнице куют самые прочные на свете подковы для коней волшебника. Здесь можно посетить ледник, в котором дедушка живет летом, покататься на русской печи и отправить письмо с почты Деда Мороза.
Гастрономия. Традиционное блюдо Русского Севера — открытые пирожки с разными начинками, напоминающие традиционные ватрушки. Его готовили еще наши бабушки и прабабушки. На Великоустюгской земле и по сей день бережно хранят уникальный рецепт. Чтобы шанежки получились пышными, добавляют свиной жир, а после того как достанут из печи, хорошенько смазывают настоящим вологодским маслом.
Главный герой. Сагаан Убген в переводе с бурятского означает «белый старец». Это не сказочный персонаж, а буддийское божество. Он носит белую шубу и меховую шапку, украшенные национальным орнаментом. Его посох венчает голова дракона. Сагаан Убген охраняет землю и все живое, отвечает за добро, счастье, богатство и благополучие. Дарит покой и равновесие во всех начинаниях и делах.
Традиции и обычаи. В конце февраля буряты отмечают Сагаалган — праздник Белого месяца. Он означает переход в новое время и сознание. Считается, что в этот период обновляется природа и человек. Бурятское поздравление звучит так: «Благополучно вышли из зимы!» Вечером накануне праздника все члены семьи собираются за столом для того, чтобы выпить чая и поговорить о добрых делах. Интересно, что в этот момент одежда должна быть застегнута на все пуговицы: буряты верят, что от этого зависит долголетие человека. Дарить принято отрезы ткани и платки. В течение 15 дней во всех дацанах проходят богослужения. Буддисты посещают лам-астрологов, которые каждому составляют индивидуальный гороскоп. Каждый год в дни празднования Сагаалгана Сагаан Убген передвигается по Бурятии с другими Дедами Морозами, а также принимает гостей в Этнографическом музее народов Забайкалья в Улан-Удэ.
Гастрономия. Традиционные праздничные блюда у бурятов — это бухлер (бульон с мясом баранины), буузы (круглые пельмени), хушуур (чебуреки с мясом), саламат (сметанная жидкая каша), аарса (молочный напиток из муки и кислого творога). Особое место на столе занимает урмэн (блюдо на основе молочной пенки): чтобы сделать маленький кусочек лакомства, необходимо целое ведро коровьего молока. Еще одно популярное угощение — пышные боовы (кусочки теста во фритюре).
Главные герои. В Карелии насчитывают аж пять разных Дедов Морозов, но самые известные из них три. Любопытно, что все они разного возраста.
Самый старый — Дед Халла (в переводе с древнесаамского означает «мороз»). Он родился много тысяч лет назад, в очень холодную ночь с 31 декабря на 1 января. Своим посохом он замораживает злые мысли, а с помощью колокольчика зажигает звезды. Дед Халла живет в карельских лесах.
Талви Укко — молодой и жизнерадостный мужчина. На его румяном лице выделяются усы, лукавый взгляд и добрая улыбка. Талви Укко ходит в роскошной красной шубе с вышитыми звездами и в сапогах такого же цвета. На голове — теплая шапка из меха лисы. Вотчина Талви Укко находится в поселке Чална (полчаса на машине от Петрозаводска).
Морозец Паккайне — самый юный из всех карельских волшебников. Легенда гласит, что однажды в начале зимы торговый обоз возвращался с ярмарки в город Олонец. На улице стоял сильный мороз, и прямо в дороге жена одного купца родила мальчика. Крепкий малыш стойко перенес путешествие до дома и заплакал только тогда, когда его внесли в избу. В память о необычном рождении родители назвали его Паккайне, что в переводе с карельского значит «морозец». Купеческий двор Паккайне находится в городе Олонце.
Традиции и обычаи. Карелы верят в магию первого дня. Считается, что любые события, происходящие в первый день, влияют на весь наступивший год. Накануне Нового года нужно обязательно сходить в баню, на ночь положить под подушку маленький кусочек хлеба (чтобы снились вещие сны), а утром как можно раньше сходить за водой.
Гастрономия. Праздничный ужин начинается с рыбы. После подают более обстоятельную еду: мясную тушенку, жаркое, мясо по-петровски (в горшочке) или холодец. Третий этап застолья — чаепитие с выпечкой. Есть у карелов такое поверье, что чашку нужно всегда ставить с блюдцем, иначе будет раздор в семье. Вместо чая может быть и морс — брусничный и клюквенный. А на сладкое делают ватрушки и пироги с ягодами, а также хрустящие лепешки — сканцы.
Главный герой. Деда Мороза из Коми зовут Кöдзыд Пöль, что переводится как «холодный дед». Он сразу привлекает внимание своей одеждой: вместо длинного тулупа он носит укороченный голубой полушубок с отделкой в белых и золотисто-коричневых тонах. Предпочтение его обусловлено функциональностью: в таком одеянии удобнее развозить подарки на лыжах. Раньше Кöдзыд Пöль передвигался именно так, а в современном мире иногда использует снегоход. Кöдзыд Пöль живет в Финно-угорском этнопарке, в 60 километрах от Сыктывкара.
Традиции и обычаи. В старину в Коми существовала традиция святочных гуляний: молодые люди ходили по деревням в вывернутой наизнанку одежде и с закрытыми лицами. Ряженые могли похулиганить во дворе у нелюбимого соседа или даже вломиться к нему в дом. Также на Святки старались не стричь волосы и ногти, не прясть и не стирать, не ругаться. Считалось, что такое поведение помогает уберечься от злых духов, которые во вторую неделю января активны как никогда. В Коми любят дарить сувениры из дерева и капа, аксессуары из меха и рога, вязаные вещи с национальными орнаментами, деликатесы из оленины. В некоторых районах республики существует традиция выпекать фигурки животных. Их называют чибö или чань («жеребенок»). Такие съедобные игрушки дарят детям на Рождество.
Гастрономия. Один из самых простых рецептов — отварная лосятина с брусникой или клюквой. Популярная закуска — грузди в сметане. Традиционный десерт — мусс из брусники или клюквы.
Главный герой. Марийский Дед Мороз Йӱштӧ Кугыза ходит в белоснежном тулупе, подпоясанном красным кушаком. Рукавицы его украшены марийским орнаментом. Посох сделан из дерева. Йӱштӧ Кугыза живет в самой северной точке Республики Марий Эл — в селе Кукнур (130 километров от Йошкар-Олы).
Традиции и обычаи. Народ мари встречает Новый год («У Ий Пайрем») вместе со всей страной, в ночь с 31 декабря на 1 января. Также в период зимнего солнцестояния (с 22 декабря) марийцы отмечают обрядовый праздник Шорыкйол, направленный на обеспечение благополучия семьи, хозяйства, увеличение будущего урожая и числа домашних животных. В эти дни утром и вечером в каждой семье совершаются обряды, которые восходят к глубокой древности. Во время праздника нельзя стирать белье, шить и вышивать, выполнять тяжелые виды работ.
Подарки. Популярным подарком считаются «кукнурские глинули» — глиняные расписные фигурки ручной работы с изображением Йӱштӧ Кугыза, его внучки Лумӱдыр, женщины в национальном костюме и мужчины в национальной рубахе.
Гастрономия. Фирменное блюдо горных мари — это кыравец: пирог, начиненный крупой и несколькими видами мяса. Традиционные блюда луговых мари: команмелна (трехслойные блины), рыба, запеченное мясо и марийский подкоголь (пирог с разными начинками, сваренный в подсоленной воде). Подкоголи похожи на вареники: по форме они напоминают узкий полумесяц с красивым плетением по краю в виде косички. Их делают с разными начинками, но, пожалуй, самой оригинальной является сочетание картофеля и творога. Подкоголи едят горячими, макая в масло, которое стоит в центре стола. Иногда в пирожки кладут монету, кусочки лыка или угля. В зависимости от того, какой сюрприз попадается во время еды, предсказывают судьбу на год.
Главный герой. Зимний волшебник-даритель Кыш Бабай носит изумрудно-зеленую шубу, рукавицы и сапоги такого же оттенка, тюбетейку с опушкой. У него есть внучка Кар Кызы. Живет он в 100 километрах от Казани, в тереме в еловом лесу, на берегу реки Ия. В резиденцию татарского Деда Мороза может попасть любой желающий. Единственное требование — искренне верить в сказку.
В резиденции посетителей встретит представитель «лесной таможни» — Шайтан. Он покажет путь к дому Кыш Бабая. Также гостей ждет встреча с членами свиты Деда Мороза: знатоком всех лесных дорог и тропинок Шурале (Лесным духом), дружелюбным и совсем не злым Шайтаном (Чертом), веселой Убырлы Карчык (Бабой-ягой), сильным и смелым Батыром (Богатырем), красивой Алтынчечей (Златовлаской), влюбленными Тахиром и Зохрэ (Ромео и Джульеттой).
Традиции и обычаи. Жители Татарстана традиционно отмечают Новый год в кругу семьи и после звона курантов посещают родственников, друзей, соседей со сладким угощением — чак-чаком (кусочки теста в меде символизируют пожелание богатой и сладкой жизни). Однако есть и традиционный татарский Новый год — Навруз, он празднуется в день весеннего равноденствия, в конце марта. Отмечать начинают рано утром. Все семейство наряжается в новую одежду и собирается за столом, на который ставят зеркало и свечи — по количеству членов семьи. Свечи гасить нельзя, пока они не догорят до конца. К празднику женщины пекут печенья в форме пташек, а дети крошат их руками и прикармливают возле крыльца птиц, которые только что вернулись с юга.
Гастрономия. Популярными блюдами являются губадия — пирог с разнообразными начинками и урама — татарский хворост. В Навруз пекут лепешки из ячменя, кукурузы, проса, гороха, фасоли, кунжута, риса и бобов, пшеницы и чечевицы. Зерна проращивают заранее, а когда ростки достигают высоты 5‒7 сантиметров, готовят из них еду. Самое известное блюдо из пророщенных росточков — сумаляк: это тягучее лакомство восстанавливает силы и дарит бодрость, утраченную за зиму.
Главный герой. В Республике Тыва тоже есть свой Дед Мороз, и зовут его Соок-Ирей. Он носит костюм бело-голубого цвета, а его шапка напоминает шлем древнего воина с рогами. Верной спутницей и помощницей зимнего волшебника является Тугэни Энёкэн (Матушка-Зима). Своей резиденции у них пока нет.
Традиции и обычаи. Тувинский Новый год отмечается в конце февраля. Точную дату празднования определяют ламы. Этот праздник знаменует начало новой жизни. Встреча Нового года происходит на восходе, а не в полночь. Обмен новогодними приветствиями называется чолукшуур: младший старшему протягивает руки ладонями вверх, старший кладет сверху свои руки ладонями вниз. В этом жесте выражается уважение, обещание помощи и поддержки. Иногда этот жест между родственниками и товарищами сопровождается легким прикосновением щек. На тувинский Новый год принято ходить друг к другу в гости — из юрты в юрту, посещать хурээ (буддистские храмы).
Гастрономия. Для праздничного стола делают в основном молочную пищу: чай с молоком, топленое масло, быштак — пресный и прессованный сыр, блюда из кислого молока. Также готовят баранину, пресные лепешки боовы и боорзак —жаренные в топленом масле кусочки теста.
Главный герой. Тол Бабай — старец в фиолетовом одеянии (этот цвет символизирует достаток у удмуртов). Он ходит с берестяным коробом за плечами, в котором носит сказки и легенды. Тол Бабай произошел от великанов алангасаров, живших в этих краях много веков назад, а метель соткала ему из снежинок помощницу — ледяную девочку Лымыныл. Резиденция его находится в старинном селе, в 100 километрах от Ижевска.
Традиции и обычаи. Раньше в Удмуртии Новый год встречали весной, но затем традиции русских и удмуртов переплелись. Уже с конца XIX века в местных деревнях начали отмечать православные праздники. Зимний период от Рождества до Троицы назывался Вожодыр: это время проводов старого и встреча нового года. В это время запрещалось работать, особенно строго соблюдался запрет на стирку. Объясняли это тем, что якобы в эти дни по земле гуляют страшные духи (вожо), приносящие человеку беды и несчастья. Распугивали духов ряженые, которые накануне Рождества надевали вывернутые наизнанку тулупы, маски, мазали лица сажей и ходили по домам. Ряженые пускались в пляс, но при этом не произносили ни звука — просто издавали громкий шум, используя различные предметы. Задача хозяев дома заключалась в том, чтобы опознать, кто же скрыт под маской ряженого.
Гастрономия. На праздничном столе у удмуртов пироги с кашей, мясом, рыбой, картофелем, редькой и калиной, маринованные грибы и квашеная капуста. Также они готовят пельмени — пельняни, что в переводе означает «хлебное ухо». Их делают не только с мясом, но и с рыбой, овощами, грибами, творогом, ягодами и даже с травами. Перепечи — корзиночку из теста — тоже могут готовить с мясом, картофелем, грибами, капустой, редькой, кашей, лесными травами, омлетом и луком. Блины пекут в печи из пресного теста, которое называется мильым. Оладьи (табань) готовят на дрожжах, кислом молоке или кефире. Десерт куасьтэм паронка) делают из брюквы и свеклы. Из напитков — шутем паронка (это что-то вроде компота), а также варсь (квас изо ржи и соломы в глиняном горшке).
Главный герой. Хель Мучи из Чувашии носит кафтан, подпоясанный белым кушаком, и отороченную мехом шапку с национальным орнаментом. Он ходит с посохом, мастерит музыкальные инструменты (шахлич, купас, кавал, най) и прекрасно играет на них. Еще у него есть говорящий самовар и волшебный сундук, исполняющий желания.
Резиденция. Зимний волшебник живет в деревне Кшауши (30 километров от Чебоксар), в этнокомплексе «Ясна». Здесь он устраивает традиционный чувашский новогодний праздник Сурхури. Развлекать гостей ему помогают герои народных сказок и легенд. Снежная красавица Юр Пике заведует новогодней мастерской, в которой появляются на свет подарки. Леший по имени Арщюри делится с гостями секретами целебных трав. Тетушка Камака угощает сладкими «гнездышками» (так в переводе с чувашского называются национальные булочки йевы). Они просто тают во рту!
Главный герой. Ямал Ири — волшебник, которого встретишь только за полярным кругом. Он появился на свет вместе с рождением ямальской тундры. Наделен волшебной силою, переданной ему добрыми духами Севера. В народе говорят, что он еще и «ледяным хребтом» Полярного Урала повелевает. Ямал Ири живет на берегу реки Оби, в природно-этнографическом комплексе «Горнокнязевск». Здесь он проводит большую часть времени в заботах о тундре и ее обитателях. Ямал Ири передвигается по Ямалу на снегоходе, украшенном новогодними огоньками.
Традиции и обычаи. Аборигены Ямала Новый год отмечали дважды. Первый раз, когда выпадал снег, второй раз — когда таял снег. Священным деревом была береза: на нее повязывали ленты и загадывали желание. Сегодня многие отмечают праздник в ночь с 31 декабря на 1 января. На праздник хозяйки чума весь день топят печь, чтобы было тепло, накрывают на стол. У многих в чуме установлена спутниковая тарелка, которая позволяет увидеть новогоднее поздравление и услышать бой курантов на Спасской башне. После боя курантов старшие в семье прячут для маленьких ненцев подарки под новогоднюю елку. Детям чаще всего дарят сладкие наборы и коньки. Главное условие — никогда не заворачивать подарки, поскольку ненцам важно видеть, что именно им дарят. Вместо елки могут нарядить и любое дерево — в снежной пустыне шариками могут украсить и просто ветку, торчащую из-под снега.
Гастрономия. На столе якутов традиционное для всей России оливье соседствует с северными деликатесами. Здесь можно встретить пельмени-обманки, в которых нет мяса, оленину и рыбу, морошку в сахаре, бруснику со сгущенкой. Ненцы любят яблоки и стараются к празднику запасти мешок фруктов. Готовят свежемороженого щекура, тушат рыбу по-северному, варят суп с мукой. Строганину из сига едят с солью и черным молотым перцем.
Главный герой. Властелин холода Чысхаан носит синюю шубу, украшенную всполохами северного сияния, а на голове у него шапка с рогами быка. Появление такого аксессуара в его костюме неслучайно. Чысхаан — это современное воплощение якутского мифического Быка Зимы. Согласно якутским преданиям, Бык Зимы ежегодно осенью выходит из Северного Ледовитого океана и несет с собой холод. Ежегодно Чысхаан и Дед Мороз, который приезжает на санях из Великого Устюга, вместе зажигают новогоднюю елку, а Чысхаан передает Деду Морозу символ холода.
Традиции и обычаи. Зима в Якутии начинается в середине октября и длится до середины марта. С 22 декабря Божественное Белое Солнце начинает свой новый круговорот и знаменует другой виток жизни. Обновленное Солнце посылает прекрасную энергию на Землю. Якуты считают, что в зимнее время надо жить в тишине и покое, мечтать только о хорошем. В январе якуты отмечают Новый год со всей страной, а 22 июня — в день летнего солнцестояния — празднуют Ысыаах: это символическая граница между старым и новым, прошлым и будущим.
Гастрономия. На этот праздник готовят колбасу субай и строганину из сиговых рыб, пекут оладьи, варят жеребятину, жарят карасей. В качестве закусок подают малосольную рыбу, а на десерт — керчэх (взбитые сливки с вареньем или сахаром).